Низкоуглеводная диета ухудшает память
Хотя диеты с минимальным количеством углеводов помогают сбросить вес в рекордные сроки, они крайне негативно сказываются на когнитивных функциях мозга, в частности, на памяти, установили американские исследователи.
Принцип действия низкоуглеводных (белковых) диет гениален и прост: не получая углеводов, необходимых для вырабатывания энергии, организм вынужден самостоятельно синтезировать их из жиров, пуская в ход многолетние жировые запасы. Поскольку такой стиль питания в большинстве случаев действительно позволяет добиться существенных результатов и удерживать их, не испытывая голода и не особенно изнуряя себя физическими нагрузками, у него довольно много поклонников, в числе которых такие известные личности, как Брэд Питт, Дженнифер Анистон, Джери Холливелл. К резкому ограничению углеводов прибегают и культуристы перед соревнованиями, чтобы свести до минимума жировую прослойку и продемонстрировать восхищенным зрителям впечатляющий мышечный рельеф. На фоне таких достижений отказ от хлеба, макарон, круп, фруктов и большинства овощей, а также сладостей, кажется совсем несложным.
Однако у низкоуглеводной диеты, как и у любого стиля питания, основанного на жестком ограничении, немало подводных камней. Один из них - резкое ухудшение когнитивных способностей. Это убедительно доказало исследование, организованное представителями Университета Туфс (Массачусетс, США), в котором приняли участие 19 женщин в возрасте от 22 до 55 лет. Девять участниц "сидели" на низкоуглеводной диете, а остальные десять теряли вес с помощью сбалансированного низкокалорийного питания, основанного на рекомендациях Американской диетической ассоциации.
До начала диет, а также через неделю, две и три после начала, участницам предлагали выполнить ряд тестов на краткосрочную и долгосрочную память, пространственную память и внимание. Участницы из первой группы продемонстрировали гораздо худшие результаты, чем из второй. Однако когда они вновь ввели углеводы в свой ежедневный рацион, когнитивные функции мозга вернулись в норму. Примечательно, что за время исследования обе группы в среднем потеряли одинаковое количество килограммов - около двух.
Поступающие с пищей углеводы трансформируются в организме в глюкозу, которая служит "топливом" для мозга, объясняют исследователи. При резком ограничении углеводов мозг страдает от недостатка питания и не может функционировать в полную силу.
Чтобы терять вес без ущерба для памяти и других когнитивных способностей, исследователи советуют делать выбор в пользу "правильных" углеводов, которые надолго обеспечивают организм энергией: крупы, хлеб из цельного зерна, макароны из твердых сортов пшеницы, бобовые, овощи и фрукты. Их без опасения можно сочетать с нежирными белками (постное мясо и молочные продукты) и ненасыщенными жирами (растительные масла, орехи, рыба). Примеры подходящих блюд - овощная запеканка, говядина в овощном соусе, филе форели с луком пореем и помидором, овощи по-гречески и многие другие из ассортимента ресторана "ЛИДО".
www.interfax.by